Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К.Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Т.о., результат отличается почти в 2 раза.

Прокрастинация возникает только в моменты, когда человек завершил одну задачу и ещё не начал следующую. Чтобы избавиться от прокрастинации, надо воспользоваться эффектом Зейгарник — поработать над новой задачей пару минут, это разовьёт эмоциональную вовлечённость в задачу и поможет её завершить.

Тем, кому «лень воспользоваться эффектом Зейгарник или читать книжку», точно поможет



URL записи